С выходом Cataclysm, PvP на низких уровнях станет по-настоящему угарным. Такое мнение высказал Зак Джонсон на портале WoW.com. По его словам это будет даже стоить того, что бы потратить время на прокачку лоу-левел персонажа специально для PvP с последующим отключением получения опыта.
Столь радикальные изменения вызваны рейдизайном талантов, поскольку бонусные способности игрок получает сразу же при выборе основной специализации. Каждый класс и каждый спек получает в свое распоряжение одно главное сильное заклинание, мощь которого подчеркивают другие, менее важные умения, однозначно определяя стиль игры в той или иной ветке талантов.
В первые дни закрытого бета-тестирования радикальных изменений в системе талантов еще не было, поэтому подобная статья появилась только сейчас. Думаю к релизу аддона на этом поприще произойдут еще кое-какие изменения, однако общая картина видна уже сейчас. В этой статье будут рассмотрены два самых популярных брекета - 10-19 и 20-29, главным образом потому, что очки талантов даются каждые два уровня и следовательно в этих брекетах игроки смогут дойти только до второго тира в выбранной специализации. Постараюсь излагать все в общих чертах, поскольку от одного билда Катаклизма к другому все может много раз поменяться, включая положение талантов в тех или иных ветках.
Одно из самых больших изменений в Cataclysm это то, что игроки уже на первых уровнях будут получать "ослабленные" версии заклинаний, которым они потом будут пользоваться на максимальном уровне. По этой причине прокачка в PvP будет выглядеть гораздо динамичнее, чем сейчас. Благодаря такому подходу каждый игрок в самом начале игры за определенный класс будет иметь представление о том, что его ждет дальше. Новая система позволит сделать сражения на низких уровнях такими же или близкими к тем, что происходят на максимальных уровнях (за исключением отсутствия на БГ рыцарей смерти, пожалуй).
Получив в свое распоряжение сразу такой огромный потенциал, новые игроки смогут глубоко прочувствовать PvP. Будем надеяться, что это привлечет в игру свежую кровь - разве это не захватывающе - получить доступ фактически ко всем возможностям игры уже в самом начале, да еще и качаться при этом. А про Поля Сражений и говорить не стоит - наверняка они придутся по душе многим. И так, давайте приступим к более детальному изучению новых возможностей каждого класса в отдельности.
Друид
Баланс. Теперь баланс-друиды могут почувствовать себя баланс-друидами с первых минут игры без тупого спама Лунного огня. Друиды получили в свое распоряжение мощное заклинание, по механике напоминающее Выброс лавы у шаманов - Starsurge. Учитывая время перезарядки этого умения - 15 секунд, спамить его не получится. Да и незачем - у Starsurge есть замечательный эффект для PvP - сбивание с ног, так что лучше поберечь его до опасных моментов. Друидам так же придется выбирать между Природным равновесием, Отмщением и Состоянием сна. Больше по большому счету убер-интересных талантов в Балансе нет. Друидам придется выбирать между использованием магии природы и тайной магии, что бы получить максимальную отдачу от Затмения (солнечного или лунного соотв.). Форма Лунного Совуха становится доступной как раз к 29 уровню.
Сила зверя. Ферал-друиды получают способность Увечье на 10-м уровне, в помощь к Глубокой ране кошки и Трепке медведя. Раз уж речь зашла о кошках и медведях, то скорее всего мы будем видеть на БГ обе формы друида по мере их доступности на тех или иных уровнях. Кошки в стелсе в Ущелье Песни Войны? Можете представить себе ущерб для противника. В первых двух тирах талантов разместились Звериная скорость и Зараженные раны, что позволит друидам двигаться быстрее и замедлять своих противников, соответственно. Значит ли это, что друиды станут самым мобильным классом в этих брекетах? Посмотрим, бета-тестирование еще продолжается.
Исцеление. Как вам нравится Быстрое восстановление на 10-м уровне? Рестор-друиды получают заклинание 40-го уровня сразу же, как только выбирают для себя специализацию на лечении. В добавок к Быстрому восстановлению они получают кое-какую защиту от сбивания каста и пассивное восстановление маны. Все идет к тому, что рестор-друиды станут монстрами лечения в лоу-левел брекетах, получив в качестве плюшек из талантов бонусы для других форм.
Охотник
Главное изменение охотников в аддоне - замена маны на фокус. Это сделало их менее уязвимыми к заклинаниям, высасывающим ману. Кроме того, охотники почти сразу получают в свое распоряжение Дезориентирующий выстрел.
Повелитель зверей. Очень фановая специализация. В качестве основного умения охотник получает Устрашение. Это значит, что бм-охотник может станить раз в минуту на 3 секунды, и это не считая крауд контроля самих питомцев. И знаете, это пугает. Даже на начальных уровнях (в Катаклизме у охотника уже при создании персонажа есть питомец) повелитель зверей становится гораздо защищеннее и сильнее, чем другие классы, и не забывайте про питомца, у которого тоже есть свое дерево талантов. Взяв правильного пета, пользуясь Устрашением и ловушками - от такого охотника можно ожидать чудовищного контроля всего и вся.
Стрельба. Охотники, которые специализируются на стрельбе, могут почувствовать себя чуточку обделенными, получив урезанный Прицельный выстрел (без снижения исцеления). Но это возвращает нас к истокам стрелка-охотника. Что ж, будем стрелять прицельными выстрелами из засады. Таланты в первых двух тирах усиливают критические выстрелы, благодаря удачному совмещению Sic 'Em! и Верной цели. Говорил ли я уже о том, что Команду "Взять!" охотники умеют отдавать с 10-го уровня? Таким образом охотник-стрелок становится весьма интересным соперником.
Выживание. Плохая новость заключается в том, что у охотника на ранних этапах недостаточно богатый набор ловушек. Хорошая новость - в качестве основного умения сурв-охотники получают Разрывной выстрел. Текущие таланты в Выживании бесполезны для твинка, поскольку улучшают те самые ловушки, которых у охотника низких уровней почти нет. Еще одна новость в том, что Смертельный укус змеи является эксклюзивом для сурв-охотников, что однозначно хорошо. В нижних брекетах сурв-охотники будут скорее брать огромным уроном, нежели контролем, а ближе к верхней планке брекета 20-29 возьмут на вооружение весь потенциал ловушек.
Маг
Тайная магия. Как и баланс-друиды, аркан-маги были достаточно беспомощными на низких уровнях, несмотря на то, что большинство защитных способностей мага как раз из этой специализации. В Катаклизме аркан-маги получат Чародейский обстрел уже на 10 уровне. Ага, тот самый пиу-пиу спел, который так ненавидят другие классы. В числе первых бонусов маги этой специализации получают очень мощное PvP-заклинание - Улучшенную Антимагию, которое лишает врага возможности произносить заклинания в течении целых 4 секунд. На низких уровнях "сало" на 4 секунды очень часто равносильно путевке на кладбище. Тайная магия дает магу еще несколько важных PvP-талантов - Пытку слабых, Вызов и особенно Улучшенный скачок во втором тире.
Огонь. Катаклизм поменял пару вещей... Во-первых, легендарная комбинация POM-Pyro умерла навсегда. Огненная глыба стала главной "фишкой" огненных магов, так же как и Раскаленный Доспех. Огненная глыба теперь читается 3,5 секунды, а не 5. В целом, огненная специализация осталась такой же малоподвижной, особенно по сравнению с тайной магией. Но не спешите расстраиваться - Blizzard предлагает магам Молниеносность в качестве компенсации за необходимость стоять на месте и долго читать мощные заклинания.
Лед. Фрост-маги сразу же получают Водного Элементаля и крутые PvP-таланты - Обледенение, Улучшенный конус холода и Вечная мерзлота. На низких уровнях у фрост-мага не будет такой же большой выживаемости, как на максимальном, но весь потенциал кайта доступен сразу же, плюс - замечательный постоянный спутник, в качестве главного умения.
Паладин
Стиль игры за паладина поменялся вместе с введением новой механики священной силы (holy power) и возвращения к системе печатей. Тем, кто сейчас играет паладином, придется переучиваться, но не переживайте - вы без труда "воткнете" во все новые премудрости этого класса. Сейчас для священной силы нет места в интерфейсе, но вскоре должен появиться, и выглядеть он будет аналогично рунам ДК или шардам чернокнижника. На начальных уровнях у паладинов наконец-то появится мгновенная атака - Удар воина Света, и к ней прибавится еще несколько новых способностей, в зависимости от выбранной вами специализации. Вот чего стоит ожидать от паладинов в двух первых лоу-левел брекетах БГ:
Свет. Холи паладины на 10-м уровне получают Шок небес, так же как и пассивную регенерацию маны, улучшенное лечение и защиту от прерывания каста. Интересно, что у паладина Света так рано появляется мощное атакующее заклинание дальнего действия, что полностью перечеркивает старое представление про этот класс. В первых двух тирах талантов нет ничего сверхважного, но отдельные таланты увеличивают шанс крита и скорость чтения заклинаний.
Защита. Танкодины получили целый ворох PvP-умений, начиная со Щита мстителя и заканчивая увеличенной выносливостью и неслабым восстановлением маны. Но что еще важнее, протопалам достался быстро-восстанавливающийсяМолот правосудия и более длительная Длань свободы, благодаря таланту Помощь стража. Раньше эти таланты брали на высоких уровнях PvP-ретрики, сейчас же все эти плюшки перекочевали в арсенал танкодинов. С другой стороны, от танка будет не очень много урона, учитывая носимые ими одноручки, ибо атаки, основанные на щите, появятся гораздо позже.
Воздаяние. Теперь ретри-паладины получают на 10-м уровне новое заклинание - Templar's Verdict, которое работает от священной силы. Это что-то вроде Удара воина Света на стероидах и никакой фантазии. Оно же дает четко понять - ретрик это всего-навсего куча урона. Похоже, что дизайн ретри-паладинов далек пока еще до завершения, поскольку все таланты направлены в одну и ту же плоскость. Однако уже сейчас в ветке талантов есть Погоня за праведностью, которая должна добавить паладину немного мобильности.
Жрец
Послушание. Как и другие специализации, дисциплин-присты получили что-то такое, что поможет им качаться. В данной случае это лазерная версия Шока небес - Исповедь. Наибольший интерес представляют здесь таланты второго тира, такие как Евангелизм и Архангел, которые описывают в общих чертах игру в этой специализации - настакать Карой пять стаков Евангелизма, что бы разрядить их Архангелом (ох и названия, звучит как строка из заповеди сектанта). Так же дисц-пристам доступно ускоренное Сожжение маны, правда тут еще не понятно - на live-серверах этот талант доступен с 24 уровня, а в бете с 58. Что будет в итоге пока неизвестно.
Свет. Любопытно, что в этой специализации жрецы получают в качестве главного заклинания Молитву отчаяния - большое самолечение с огромным кулдауном. И хотя время перезарядки уменьшено с 2 минут до 45 секунд, назвать эту способность убер-полезной для PvP трудно. Но это по-прежнему полезная абилка для выживания в low level брекетах. Намного позже, аж в 4 тире жрец света сможет взять Исцеляющие молитвы. Таланты же в первых двух тирах меркнут перед их аналогами в ветке Послушания, не привнося в игровую механику жрецом ничего нового. Так что не ждите от жреца Света чего-то особенного.
Тьма. Как и форма Лунного Совуха, Облик Тьмы становится доступен аккурат к 29 уровню. Ну а на более низких уровнях остается довольствоваться Улучшенным взрывом разума, ну и конечно, Пыткой разума, которая является бонусным заклинанием на 10-м уровне.
Разбойник
Одним большим изменением для разбойников является Выздоровление - лечение за комбо. Способность доступна с 12 уровня. Соответственно в бою у разбойников появляется возможность лечить себя, что немаловажно, поскольку на вещах еще нет огромного количества выносливости.
Ликвидация. На первый взгляд разбойники разных специализаций мало чем отличаются друг от друга на низких уровнях. Но уверяю, вы будете думать так ровно до тех пор, пока они не шарахнут по Вам Расправой - их бонусной способностью. А теперь добавьте к этому еще улучшенные яды и смертельные кинжалы. Ассассинов можно узнать так же по Deadly Momentum, который еще и обновляет эффект Выздоровления. Очень полезен в PvP будет талант Летящие шаги, увеличивающий скорость разбойника и лечение от Выздоровления. И совсем уж наглостью выглядит Ошеломление в купе с талантом Блэкджэк...
Бой. Хотя комбат-роги и не являются чем-то особенным в PvP, поскольку их главная способность - Шквал клинков, таланты первых двух тиров способны поднять интерес к этой специализации на малых уровнях. Во-первых это Улучшенное выздоровление, серьезно добавляющее выживаемости, во-вторых Улучшенный спринт, позволяющий сбегать из-под контроля. Ну и конечно же Улучшенный пинок, выписывающий врагу сало на 3 секунды. Другие специализации тоже получают доступ к этим талантам, но уже на более высоких уровнях, а в low level брекете этих шалостей стоит ожидать только от немногочисленных комбат-рог.
Скрытность. Целый ворох способностей на низких уровнях гарантирует вам море фана от игры этим разбойником. Вы только представьте себе рогу, который постоянно делает Шаг сквозь тень на БГ в лоу-левел брекете. Это по меньшей мере потрясно выглядит. К несчастью, Неуловимость работает лишь на треть на начальных уровнях, но зато Засада вносит приличную долю интриги в игру разбойником.
Шаман
Как и паладины, шаманы получили базовую атаку с оружия - Primal Strike, которая будет уместна в промежутках между основными заклинаниями. Кроме того шаманы почувствуют себя более уверенно на начальных уровнях, как и другие гибрид-классы.
Стихии. Одно слово - откидывание. Уже только сама возможность на маленьких уровнях посбрасывать врагов со скал звучит заманчиво. Правда развлекаться можно будет только в 20-29 брекете на Низине Арати, но зато сама абилка Гром и молния доступна уже с 10-го уровня. В остальном в талантах у шамана Стихии ничего ценного нет - просто куча урона, критов, ну и разве что Улучшенное кольцо огня с маленьким кулдауном. Да и какая разница - ведь у них есть откидывалка!
Исцеление. Что же еще могли получить рестор-шаманы, как не Щит земли? И хотя очевидно, что это специализация делает упор отнюдь не на атаку, в талантах у рестор-шаманов в первых двух тирах только более дешевое лечение и восстановление маны. Можно сделать вывод, что шаманы могут достаточно долго удерживать вживых свою группу. В целом не так уж много отличий от высокоуровневого шамана на live-серверах.
Чернокнижник
Игра за чернокнижника тоже претерпела существенные изменения в связи с новой механикой осколков душ. Новое заклинание Soulburn будет поглощать от одного до трех шардов и усиливать несколько других заклинаний, давая им дополнительные эффекты. Осколки душ нельзя будет получить в бою. В первых двух БГ брекетах от чернокнижников стоит ждать активного использования Soulburn для получения следующих бонусов: мгновенного вызова демона, ускорения заклинания Похищение жизни, увеличения хп на 20% на 8 секунд после использования херстоуна, автоматических критов Жгучей болью, а афлик-варлоки смогут "взрывать" сразу весь урон от Нестабильного колдовства.
Поскольку на БГ обычно долго не живут, стоит ожидать, что чернокнижники будут пользоваться Soulburn чаще, чем положено, имея естественное желание потратить за жизнь столько осколков душ, сколько успеют, прежде чем испустят дух на ближайшем кладбище. Это очень сильно отличает лоу-левел варлоков от их коллег более высоких уровней, где, например, на боссах есть смысл сэкономить соул-шард для оптимального урона по боссу, или на той же арене, где важно разрядить всю мощь в строго определенный момент. Пока что звучит довольно опасно, но посмотрим, что разработчики сделают с восстановлением осколков душ.
Колдовство. Как я уже сказал, на 10-м уровне локи этой специализации получают в свое распоряжение Нестабильное колдовство - великолепное PvP заклинание. И хотя на низких уровнях редко кто рассеивает вредные эффекты, вторичный бонус все же полезен. У колдунов есть великолепный талант для восстановления своего здоровья - Вытягивание души (особенно с потраченным шардом на ускоренное Похищение жизни) и Вытягивание жизни. Ложкой дегтя является то, что свою гончую скверны ака Felhound чернокнижники получают уже за пределами этих двух лоу-левел брекетов.
Демонология. В отличии от своих коллег-колдунов, демонологи получают своего личного крутого телохранителя сразу же. Разработчики так же думают пока что над возможностью включить в список базовых умений еще и Связку души. Сейчас это исключительное умение демонологов, которое становится доступным в брекете 20-29. На БГ низких уровней питомцев убивают редко, поэтому таланты Узы Скверны и Мастер Призыва смотрятся бесполезными.
Разрушение. Дестро-локи изначально получили Поджигание, но самое вкусное скрыто глубоко в талантах. Например применение Ожога Души (Soul Fire) с последующим возвратом затраченного шарда благодаря Ожогу Тьмы, который становится доступен к 29 уровню. По сравнению с двумя другими ветками талантов, дестро-варлоки выглядят блекло, так мы будем не часто видеть их в лоу-левел брекетах.
Воин
Оружие. Трудно представить себе что-то более крутое, чем Смертельный удар на 10-м уровне. Поскольку на первых порах хилеры являются чересчур сильным, армс-воины призваны внести в их уютное гнездышко опредленную порцию баланса. Пассивная регенерация ярости и бонус к получению ярости дают понять, что воины этой специализации будут наносить серьезный урон. В первых двух тирах талантов у армс-воина находятся весьма ценные PvP-таланты - Блиц, Второе дыхание и особенно Перевязка. Как следствие, бинты для воинов будут очень кстати.
Неистовство. К счастью для всех остальных классов, фури-воинам Перевязка открывается гораздо позже и в лоу-левел брекетах они не смогут попользоваться ею вместе с Кровожадностью. К несчастью для тех же остальных, фурики в первом тире получили Манию крови, как компенсацию за отсутствие Перевязки. Как следствие - приличное самоисцеление в бою. К тому же фури-воины обладают великолепной PvP-абилкой - Пронзительный вой.
Защита. Бонусной абилкой 10-го уровня для воинов-танков стал Мощный удар щитом, а более интересные PvP-таланты становятся доступны гораздо позже. Как следствие - главным преимуществом воинов-танков в PvP являются именно такновские штуки - больше выносливости и улучшенная защита против атак ближнего боя. На низких уровнях прот-вары, пожалуй, самые серьезные противники для милишников.
Фан от игры на низких уровнях
Low level PvP будет невероятно веселым, главным образом потому, что сражения на БГ станут разнообразнее. Сейчас дело обстоит так, что все классы начинают с одного и того же, а выбор между специализациями основывается на том, где раньше доступны ценные PvP-таланты. С новой системой разработчики постарались сравнять границу между разными спеками и предоставить игрокам выбор на основе личных предпочтений.
Конечно, немаловажную роль в лоу-левел PvP играет и гир. У разработчиков есть шанс создать новые вещи с устойчивостью для персонажей маленьких уровней. На данный момент на бете за квесты дают очень хорошие, по своей сбалансированности, вещи, особенно по сравнению с той фигней, которую давали в оригинале игры. Если вы будете вдумчиво выбирать награду, то покинете стартовую локацию гораздо более сильным - разработчики извлекли полезный урок для себя после дизайна стартовой зоны рыцарей смерти.
Будем надеяться, что разработчики сделают что-то подобное и с низкоуровневыми PvP вещами. Было бы здорово на основе выбора соответствующего гира уже на ранних стадиях чувствовать различия между двумя стилями игры - PvP и PvE.
Новая система поистине захватывающая, ибо каждый игрок, вне зависимости от выбранного им спека, сможет ощутить себя частичкой чего-то большего. Прочувствовать, что он тоже вносит свою лепту в командную игру. Совсем не обязательно затачивать спек конкретно под PvP - ведь в ветках талантов есть полезные вещи и для прокачки в том числе. Новая система сулит нам новые тактики боя и разнообразие на Полях Сражений, а низкоуровневое PvP обещает стать самым веселым за все время существования игры.