Нет, это не новое интервью с тру пвпшером. Это интервью с РЛ'ом PvA (плеер версус ачивмент) гильдии "Энрейдж" (Альянс, сервер Борейская тундра), которая на данный момент занимает 41-ую строчку в общем рейтинге PvE гильдий (учитываются гильдии со всего мира) и 4-ое место в рейтинги гильдий, играющих на ру-вкладке.
Trdat (10:07):
Здравствуй, Коварно! Ты являешься ГМ'ом одной из лучших по прогрессу русскоязычных PvE гильдии. Расскажи нашим посетителям об истории вхождения в мир WoW'а (Как и при каких обстоятельствах это произошло? Сразу ли ты осознал, что тебе больше нравится пвешить?). Был ли опыт игры в другие ММО-проекты?
Алексей (10:16):
Здравствуй.
Игру приобрел без каких-либо советов друзей в магазине Полярис, из-за красивой коробки с известным брендом. Это был мой первый опыт многопользовательской игры.
Играть я начал в далеком 2005 году на сервере Warsong друидом Kovarnoe. ПВП аспект игры, по сути, не интересовал никогда, бегал, как и все, немного на БГ, но наклонности к этой составляющей игры у меня не было и нет.
Trdat (10:18):
А чем привлекло PvE? Тебе нравилось, когда 40 человек действовали как единое целое и добивались успеха?
Алексей (10:21):
Именно этим. Распределение обязанностей и ролей сорока людей на модемах – это, я Вам скажу, экшен еще тот. Ну и ощущение первого убийства босса, его заменить невозможно ничем. Ради этого собственно и играю в эту игру, как и многие другие.
Trdat (10:24):
А в каких ты гильдиях состоял? Покидал ли их по собственному желанию?
Алексей (10:32):
Я поиграл в достаточном количестве гильдий, а именно:
Evil people - Играл паладином.
Nurfed - Играл друидом.
No Escape - Играл друидом.
Contested - Играл друидом.
Smth Else - Именно в этой гильдии я понял, что отыгрывать роль танка у меня получается лучше всего.
A L F A - Играл паладином.
Freedom - Играл друидом.
WANTED - Играл и паладином и друидом.
Фортуна - Играл друидом.
Энрейдж - Играю паладином.
Все гильдии я покинул по собственному желанию. Причины разные. Довольно часто переходил из гильдии с более высоким прогрессом в гильдию с более низким.
Trdat (10:33):
Мгм, обычно, большинство переходит из гильдии с более низким прогрессом в гильдию с более высоким, а ты наоборот, почему так? )
Алексей (10:39):
Не совсем, я написал, что довольно часто я переходил в гильдию с более низким прогрессом.
Например, мой переход из гильдии Smth Else в гильдию A L F A , в Smth Else я играл друидом, а хотел играть паладином. Вакансия была только в Альфе, собственно туда и перешел.
Эта была моя болезнь, я не мог понять, за какой класс мне играть. Выбор, как Вы уже поняли, состоял из паладина и друида.
Собственно, 3 раза я менял гильдии из-за смены класса персонажа. Все три раза уходил в гильдию с более низким прогрессом.
В данный момент я играю паладином с 8 февраля 2009 года, за друида заходил не более 10 раз. Можно сказать, что болезнь позади и я вылечился. =)
Trdat (10:44):
Ну что ж, поздравляем с успешным курсом лечения ) А как пришла идея создать собственную гильдию, и какие цели ставились в начале? Кто был у истоков гильдии "Энрейдж"?
Алексей (10:53):
Как я уже сказал, 8 февраля 2009 года я плотно пересел на паладина и начал им играть. Начал качать его заново на сервере Ткач Смерти ради открытия ворот Анкираж и получения маунта жука. За неделю до этого на этом же сервере основалась гильдия "Наемники", в которую меня, собственно, и приняли. Наемники - это будущий Энрейдж.
Именно в эти дни я познакомился с будущим ГМом нашей гильдии, отличным танком и просто хорошим человеком - Вырубашкой.
Когда я вступал в гильдию, ни о каком продолжении игры на этом сервере речи и не шло, задача была открыть ворота, получить жука и уехать в гильдию с приличным прогрессом, но ....... жизнь рассудила иначе.
Я уже не помню, в какой момент именно я начал заведовать рейдами, но получилось это само собой, без каких-либо выборов со стороны руководства гильдии. Знаю одно - Ульдуара еще не было.
Trdat (10:56):
Судя по вов-прогрессу, обязательным критерием для вступления в вашу гильдию является наличие как минимум 9010+ очков достижений. Зачем это нужно?
Алексей (11:05):
Решение сместить акцент с ПВЕ на выполнение рейдовых и не только достижений пришло сам собой, без каких-либо обсуждений. Вначале этим изменением мы привлекли довольно хороших игроков, которым не удавалось сделать некоторые достижения в Ульдуаре и Склепе Аркавона. Не потому, что они очень сложные, а потому, что РЛы не хотели напрягаться ради десяти "бесполезных" очков.
Ну и количество достижений - все-таки хоть какая-то гарантия, что человек уже поиграл и научился нажимать несколько кнопок в определенной последовательности. Хотя я знаю игрока с запредельным количеством очков достижений и бездарнейшей игрой. Но это исключение. В массе своей игроки с очками достижений выше 11 тысяч довольно неплохи, любят своего персонажа и не думают о твинках.
Trdat (11:10):
Но есть ведь немалое количество гильдий, чьи мемберы имеют менее 5к-6к ачив поинтов, но в то же время довольно неплохо играют. Ты с этим не согласен?
Алексей (11:21):
Полностью.
Но многие из них, могут "легко" расстаться с одетым в топ персонажем и начать играть за твинка или, например, сделать рерол в другой класс, при этом сбив человека, ведущего рекрутинг.
Их ничего не держит не мейне, они в него ничего не вложили. Единственное, что они сделали, - приняли инвайт в рейд и нажали 5 кнопок в определенной последовательности, не более.
Их персонажи не ценны. Персонажи, а не люди, которые ими управляют. Есть люди способные играть всеми классами на высоком уровне.
И еще один немаловажный фактор.
Человек, набравший большее кол-во достижений, разносторонне развит в этой игре, у него можно получить консультацию как по определенному квесту, там по лору игры. С такими людьми просто приятно общаться.
Ну и опять же гарантия того, что человек не сделает рерол, очень высока.
Согласен, что человек может быть скиловым и менять 2-3к очков, неправильно понял вопрос.
Trdat (11:23):
Ок, расскажи немного о PvE в классике, бк и вотлке? Какие впечатления от самого раннего периода до нынешнего времени?
Алексей (11:49):
О классике рассказывать особо нечего, я тогда играл через день, часто сидел на замена и был не сильно полезным в рейде. В БК я отрейдил весь контент, отвайпался на каждом без исключения боссе от первого босса в Каражане до последнего босса в Санвеле и рассказать могу очень много всего. Только что рассказывать? Как мы собирали рейды? Как мы разрабатывали тактики? Как пили химию, как вайпались, как убивали боссов? Я не знаю что рассказывать.
В ВОТЛК тоже самое, отвайпался везде где только можно, пропустил неделю игры за почти два года и могу сказать следующее: Каждый следующий контенкт дается лично для меня проще предидущего. С ограничением попыток на боссах банально стало легче играть, в БК и оригинале с этим было намного сложнее. Людей выжимали как лимоны и многие не выдерживали гонки, чего только стоит Муру из Санвела, мне кажется этот босс погубил гильдий больше, чем БК контент вместе взятый. Игра облегчается и это печально.
Алексей (11:51):
Люди не успевают устать, не хватает для этого траев. Все равно 1-2 дня отдыха у людей был всегда.
Trdat (12:55):
Какими качествами должен обладать любой ГМ или РЛ, планирующий серьёзно заниматься развитием гильдии в рамках PvE?
Алексей (12:59):
Упорством и терпением. Любой контент можно взять, обладая только этими двумя качествами.
Ну и конечно прописать устав и распределение добычи, все-таки лут - важная и неотъемлемая часть игры.
Trdat (13:02):
Как ты считаешь, чем мотивированы люди, играющие 6 из 7 дней по 5-7 часов (начало освоения новых рейдовых инстов)? Что для них WoW? Твоё мнение.
Алексей (13:06):
Ну чем мотивированы – это, я думаю, и так понятно. Обычная гонка, хочется быть как можно выше в таблице на финише. Человеческая натура. В эти периоды игра перестает быть игрой и переходит в спорт. Спортивная составляющая - очень важный и сильно стимулирующий фактор. Я думаю, это понятно каждому, кто хоть раз заходил на вовпрогресс или любой подобный сайт.
Trdat (13:10):
Какие типы игроков ты поведал в вове? Умение находить общий язык с людьми - важное качество для успешного РЛ'а?
Алексей (13:18):
Вот это вопрос. Я никогда не делил игроков по типам. И мне, если честно, тяжело это сделать. Я могу, если мне это нужно, найти язык с абсолютно любым игроком, но стараюсь общаться как можно меньше и исключительно в рейдах. В рейдах ставлю задачи игрокам и слежу за их выполнением, за невыполнение наказываю, за убийство боссов или выполнение сложного достижения премирую. Обыкновенная схема "кнута и пряника", без любимчиков и исключений. Тут никакого умения не нужно.
Не люблю балаболов, которые на словах Лев Толстой, а на деле ... ну вы поняли.
Trdat (13:20):
Какие ты сейчас используешь аддоны в рейде (набор РЛ'а)?
Алексей (13:44):
Грид - По нему я смотрю за состоянием рейда. За метками, дебафами и т.д.
Ora2 - Кулдауны на батлрес у друидом и анки шаманов.
DXE - Боссмод.
RBS – Показывает, все ли бафы есть у игрока. Если какого-то нет, спамит в личку человеку с просьбой пробафать такого-то. Чекает химию и еду.
Filger - минус Ап на боссах, минус 20% скорости атаки босса. Также чекаю по нему сандерарморы, как показывает практика, даже в самых топовых гильдиях проблемы сандеров стоят очень остро)
Trdat (13:46):
Расскажи теперь о самой гильдии. Каков основной сегмент мемберов, какая атмосфера царит в гч и вентре?
Алексей (13:59):
Как я уже писал выше, гильдия направлена на выполнение рейдовых и не только достижений, следовательно, нас можно увидеть не только в рейдовых подземельях, но и на полях сражений, где мы выполняем сложные достижения. Основной сегмент гильдии - это люди за 20 лет, но студентов среди нас не более 20%. Есть 2-4 школьника (18-19 лет), остальные - это закончившие ВУЗ люди с работой, многие с семьей.
Сейчас, когда провели небольшую чистку, стало настолько спокойно в чате, что и рассказывать о нем собственно и нечего. Обыкновенный зеленый чат, без мата и оскорблений. Мат у нас запрещен, не строго, но запрещен. В вентрило говорим обычно мы с Вырубашкой, но не запрещаем это делать и другим людям. Главное - говорить по делу и с пользой, за полезное высказывание никто плохого ничего не скажет. Флуда у нас нет. Не флудит никто.
Trdat (14:00):
Что вы сейчас делаете для улучшения игры и прогресса в рейтинге гильдий?
Алексей (14:05):
Ну что можно делать, когда контент закрыт, и все расписано на вовпрогрессе. Фармим достижения, чистим актуальный контент, укрепляем слабые позиции с помощью рекрутинга.
Trdat (14:06):
Каковы правила кика из вашей гильдии? За что человек может быть кикнут?
Алексей (14:08):
Пожалуй, тут я сделаю копипаст с нашего устава:
Поводами для исключения являются:
- Нарушение п. 2.1 (Все гильдийцы обязаны соблюдать правила и традиции гильдии. Вступая в наши ряды, вы автоматически соглашаетесь с настоящим уставом гильдии, а также правилами игры на сервере в целом. Незнание правил не освобождает от ответственности. Будьте внимательны! Как уже описано выше, за действия одного человека несет ответственность вся гильдия, в первую очередь, высшее руководство.
Не стоит забывать и об этикете в рейдах / группах, уважительное отношение гильдейцев друг к другу в первую очередь - залог нашего общего успеха.) настоящего Устава.
- Личная просьба исключаемого.
- Невменяемость, неадекватность игрока.
- Слабый коннект / постоянные дисконекты на протяжении длительного времени.
- Посещаемость ниже 70% по прошествии 12 рейдов гильдии с момента вступления.
- Непонимание механики класса / невыполнение поставленных задач на эвенте.
- Количество очков достижений, не соответствующее требованию гильдии.
- Создание негативной обстановки в гильдии.
Trdat (14:10):
Ок, какие наставления ты можешь дать начинающим рейдерам? Какими методами правильнее улучшать игру и стать полезнее в рейдах?
Алексей (14:14):
Начинающим рейдерам я посоветую очень внимательно слушать РЛа. РЛ - человек, который меньше всего хочет вайпаться и сделает все, чтобы этот вайп предотвратить. Если РЛ говорит поставить аддон, значит нужно поставить аддон и быстро его освоить. Методов улучшить игру множество - это и самосовершенствование (чтение и понимание материалов с форумов), это и безупречное выполнение поставленных задач на конкретном боссе.
Алексей (14:15):
Будете выполнять, то, что говорят, без ошибок, - будете очень полезным игроком.
Trdat (14:20):
А как лучше всего находить истину/приходить к компромиссу в спорных моментах? Ведь бывает, что РЛ не всегда прав, а прислушиваться и делать так, как говорят другие игроки, он не очень-то желает. Нужно ли идти за таким РЛ'ом? Всегда ли ты сам прав (если нет, приведи примеры, когда кто-то убеждал тебя поступать по-другому, и это оказывалось лучшим решением, чем твоё)?
Алексей (14:34):
О, я почти всегда не прав), и мне всегда доказывают, что моя тактика хуже/сложнее, чем тактика, увиденная в мувике или еще где. Принимаю ли я тактику от другого игрока? Я отвечу так - смотря от кого. Могу не принять вообще и убить босса по "своей" первоначальной тактике.
Пример тактики, где изначально я был неправ. Дайте подумать.
Робот в Ульдуаре. ХХ02 или как-то так. На хардмоде я говорил держать его в центре, а оказывается, была тактика, когда он стоял сбоку и ЗНАЧИТЕЛЬНО облегчал ивент.
Ошибался я, конечно, довольно много, но ошибался в мелочах. Пойдут ли люди за таким РЛом? Тут главное поставить себя на их место, люди идут за положительным результатом, если ты его им даешь, то будешь и дальше водить рейды. Никто тебя из гильдии не упрекнет. А упрекать начнут после того, как будет под другим тегом и на другом сервере. Но это нормально, так проявляется человеческая натура.
Trdat (14:39):
Что больше всего не нравится в нынешнем PvE контенте и вообще в игре? Есть ли какие-то особые стороны, которые можно было бы улучшить/доработать, но, тем не менее, это не делается? Чего не хватает?
Trdat (14:51):
+ вопрос: Каким ты видишь жанр ММО через 10-15 лет?
Алексей (15:04):
Хм, так сходу и тяжело ответить. ЦЛК мне очень понравился, но гораздо больше мне бы он понравился, если бы не было бы ограничения траев. Поэтапный баф - это очень хорошо, дает возможность казуальным гильдиям пощупать самых сложных боссов.
Говорят в Катаклизме оставят только лучшее, а именно - поэтапный баф, а количество траев уберут. Можно будет траить с утра до вечера, как в старые БК времена.
Поскольку для меня ВОВ - единственный опыт MMO , мне сложно что-то предложить / улучшить, и, на мой взгляд, пусть все развивается своим чередом. ВОВ для меня "истина в последней инстанции", я никогда не играл ни в какую MMO и ничего не видел кроме ВОВа.
По поводу развития ММО через 10-15 лет, я думаю кардинальных изменений мы не увидим.
Trdat (15:05):
Ну и в заключении нашего интервью было бы интересно узнать, чем ещё помимо вова увлекает РЛ одной из лучших PvE гильдий на ру-вкладке?
Алексей (15:08):
Хобби у меня нет. Есть девушка, с которой встречаюсь уже 6 лет. Работаю менеджером по закупкам в одной небезызвестной Российской компании. Обыкновенная рутинная жизнь со своими плюсами и минусами.
Trdat (15:10):
Тогда нам остаётся от лица нашего портала пожелать тебе и твоей гильдии новых высот на вов-прогрессе и счастливой жизни с девушкой! Спасибо за интервью!